Preview

Строительство: наука и образование

Расширенный поиск

Модель взаимосвязи участников профессиональной деятельности в градостроительстве

https://doi.org/10.22227/2305-5502.2023.3.5

Аннотация

Введение. Для градорегулирования в сложившихся условиях на современном этапе информационно-коммуникационных технологий в целях достижения устойчивого развития территорий, в том числе снижения негативных последствий от природных и техногенных бедствий, актуальными являются вопросы системного совершенствования качества профессионального образования и развития квалификаций всех участников градостроительной деятельности. Представлены предложения по формированию научных основ создания системы поддержки принятия градостроительных решений с акцентом на образовательное направление подготовки кадров по направлению «Градостроительство».

Материалы и методы. Проведены сравнительно-сопоставительный анализ нормативно-правовой документации, научно-практический обзор информации по теме междисциплинарного (архитектура, строительство, социология, экономика, экология, культура, геоинформатика, геокартография) градостроительного направления образования, в том числе анализ международной системы образования.

Результаты. Выполнен анализ сложившейся к настоящему времени в Российской Федерации ситуации в образовании по направлению «Градостроительство», предложены подходы по системному совершенствованию направлений «Архитектура» и «Строительство» в образовании для формирования научных основ создания системы поддержки принятия градостроительных решений.

Выводы. Научная школа градостроительства, в основе которой Модель структурной организации компонентов и типов объектов поселений, задает организацию системной взаимосвязи направления «Градостроительство» со множеством направлений в образовании и учитывает все многообразие задач концептуального прогнозирования, планирования, проектирования различных градостроительных типов территории (в том числе всего разнообразия градостроительных трансформаций на территории), формирования объемно-планировочных решений зданий, сооружений и их создания и эксплуатации на единой методологической основе.

Об авторах

Н. А. Самойлова
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ЦНИиП Минстроя России)
Россия

Надежда Александровна Самойлова — кандидат технических наук, доцент кафедры градостроительства; старший научный сотрудник 

129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26;
119331, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 29

РИНЦ ID: 214212, Scopus: 57202819286, ResearcherID: J-6606-2016, IstinaResearcherID: 92608258



Ю. В. Алексеев
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия

Юрий Владимирович Алексеев — доктор архитектуры, профессор кафедры градостроительства;

129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26

РИНЦ ID: 690296, Scopus: 57202819657, ResearcherID: AFR-3481-2022



Список литературы

1. Самойлова Н.А., Жирков О.А., Белкин С.В. Внедрение технологий стратегического техно-театра для коммуницирования участников градостроительной деятельности // Государственное управление и развитие России: глобальные тренды и национальные перспективы : сб. ст. междунар. конференц-сессии. 2023. С. 687–694. EDN VHQJMQ.

2. Драчук М.А. Роль профессиональных стандартов в построении современной нормативной модели рынка труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 50–53. EDN WMSFCZ.

3. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 41–49.

4. Кияненко К.В. Инфраструктура научного знания // Жилищное строительство. 2004. № 9. С. 2–3. EDN JXNVMV.

5. Ахмедова Е.А. Архитектурно-градо-строительное образование в ведущих зарубежных школах: тенденции и направления адаптационного опыта в Российской высшей школе // Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 92–95.

6. Кияненко К.В. Предметное поле проектной деятельности и архитектурное образование // Academia. Архитектура и строительство. 2009. № С. 15–20. EDN KZUBRL.

7. Тугарская П.М., Метленков Н.Ф. Проблемы российского архитектурного образования XXI века // Творчество и современность. 2017. № 2 (3). С. 50–53. EDN ZRPIBN.

8. Норенков С.В., Крашенинникова Е.С., Кра-шенинников А.В. Архитектор мыслит «кирпичным стилем», а производитель кирпича — кубатурой: о смягчении рисков взаимонепонимания // Строительные материалы. 2019. № 1С. 13–17. DOI: 10.31659/0585-430X-2019-777-12-13-17. EDN ECHVOY.

9. Перькова М.В., Алексеев Ю.В., Ахмедова Е.А., Метленков Н.Ф., Шубенков М.В. Архитектурное образование и вызовы современности // Архитектура и строительство России. 2020. № 2 (234). С. 6–13. EDN NIAUHA.

10. Посохин М.М. Формирование квалификации специалиста как основа цифровизации строительной отрасли // Вестник НОПРИЗ. 202№ 5. С. 8–11.

11. Швидковский Д.О., Есаулов Г.В. Архитектурное образование и вызовы современности // Вестник НОПРИЗ. 202№ 5. С. 13–15.

12. Ахмедова Е.А. Трансформация образования в цифровую эпоху: анализ возможностей // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 202№ С. 255–26EDN ANZKWL.

13. Метленков Н.Ф. Архитектурная образованность // Архитектура и строительство России. 202№ 1 (241). С. 2–3. EDN GLZEBM.

14. Моисеев Ю.М., Синицына И.А. Инновации в постижении пространственной грамоты градостроительства // Города будущего: пространственное развитие, соучаствующее управление и творческие индустрии. 202С. 113–136. EDN WVMKIZ.

15. Жеблиенок Н.Н. Экосистемы градостроительства в постсоциалистическом контексте. Часть Бывшие советские республики: между «архитектурой» и «планировкой» // Academia. Архитектура и строительство. 202№ 3. С. 79–88. DOI: 10.22337/2077-9038-2021-3-79-88. EDN UJERZL.

16. Жеблиенок Н.Н. Экосистемы градостроительства в постсоциалистическом контексте. Часть 2. «Отставание», становящееся «лидерством» // Academia. Архитектура и строительство. 202№ 4. С. 80–85. DOI: 10.22337/2077-9038-2021-4-80-85. EDN EFCIDQ.

17. Кияненко К.В. «Средовизация» архитектуры: истоки в феноменологическом видении // Архитектура и строительство России. 202№ 4 (240). С. 94–99. EDN PSJLTX.

18. Кияненко К.В. Общество, среда, архитектура: социальные основы архитектурного формирования жилой среды : учеб. пос. Вологда : ВоГУ, 2015. 284 с.

19. Кияненко К.В. Рецензия на монографию Крашенинникова Алексея Валентиновича «Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды» // Архитектура и современные информационные технологии. 202№ 1 (54). С. 15–20. DOI: 10.24412/1998-4839-2021-1-15-20. EDN UFQYIX.

20. Krasheninnikov A.V., Lebedev A.A., Ivanova A.A. Public spaces of small historical towns // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 202Vol. 740. Issue P. 012004. DOI: 10.1088/1755-1315/740/1/012004

21. Крашенинников А.В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды. М. : КУРС, 2020. 208 с. EDN PKMGSH.

22. Крашенинников А.В. Градостроительные модели сверхмалых поселений // Проблемы современной урбанизации: преемственность и новации : сб. тр. Междунар. конф. 202С. 254–259. EDN YRLWMC.

23. Метленков Н.Ф. Парадигмальная динамика архитектурного метода. М. : Архитектура и строительство России, 2018. 428 с.

24. Моисеев Ю.М., Зиятдинов Т.З. Агломерации крупных городов: динамика периферии // Проблемы современной урбанизации: преемственность и новации : сб. тр. Междунар. конф. 202С. 78–85. EDN BYAALC.

25. Шубенков М.В., Шубенкова М.Ю. Поиск сбалансированного взаимодействия урбанизированных и природных территорий: концепция урбобиоценозного зонирования // Архитектура и современные информационные технологии. 202№ 4 (57). С. 296–31DOI: 10.24412/1998-4839-2021-4-296-31EDN AGMOAU.

26. Шубенков М.В. Ресурсные взаимосвязи градостроительных систем и внешних природных территорий // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2020 году : сб. науч. тр. РААСН : в 2 т. Т. 202С. 431–439. EDN HWKKRM.

27. Чэнь У., Мамаев И.И., Молоткова Н.В., Монастырев П.В. Проектирование образовательных программ архитектурных вузов Китая // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 20. № 12 (152). С. 13–18. DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-13-18. EDN VHLSQV.

28. Энгель Б., Козлов В.В. Градостроительное образование в эпоху перемен // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2016. № 4 (19). С. 190–20EDN XEDYTB.

29. Проблемы современной урбанизации: преемственность и новации : сб. тр. Междунар. конф. М. : Географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 202291 с. EDN PAAIXN.

30. Самойлова Н.А. России нужна система градостроительных типов территории (территориальных объектов)!? // Градостроительство. 2019. № 3 (61). С. 42–5EDN RKEDOT.

31. Алексеев Ю.В. Основы планирования, проектирования поселений региона и организации и координации профессиональной деятельности : монография. М. : Изд-во АСВ, 202295 с.


Рецензия

Для цитирования:


Самойлова Н.А., Алексеев Ю.В. Модель взаимосвязи участников профессиональной деятельности в градостроительстве. Строительство: наука и образование. 2023;13(3):77-107. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2023.3.5

For citation:


Samoylova N.A., Alekseev Yu.V. Model of the interrelation of participants of professional activity in urban planning. Construction: Science and Education. 2023;13(3):77-107. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2023.3.5

Просмотров: 166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-5502 (Online)