Preview

Строительство: наука и образование

Расширенный поиск

Современные принципы организации университетских музеев и выставочных пространств

https://doi.org/10.22227/2305-5502.2023.1.9

Аннотация

Введение. Сегодня многие университетские музеи по всему миру стоят перед необходимостью пересмотра принципов своей деятельности для полноценного включения в повседневную жизнь своих учебных учреждений. Главными для таких музеев являются патриотическая, имиджевая, образовательная, воспитательная и профориентационная функции. К современным вызовам относится привлечение не только студентов и абитуриентов, но и более широкой аудитории. Задачи внедрения новых технологий позволят сделать их более востребованными у молодого поколения. Но без определения главной цели существования музея невозможно выстраивать последовательный путь его развития.

Цель. Определить основные принципы организации экспозиции и ее размещения в структуре университетского кампуса в зависимости от характера музея и имиджа образовательного учреждения.

Результаты. На примере музеев крупнейших университетов мира определены особенности их размещения в зависимости от специализации, соотнесение организации пространства с тематикой экспозиции, особенности экспозиционного оборудования, принципы размещения разного рода экспозиций в структуре кампусов.

Выводы. Установлено, что при имиджевой ориентации университета на историю и традиции музеи размещаются в исторических зданиях и имеют более привычную пространственную структуру и принципы организации экспозиции. При стремлении продемонстрировать инновационный характер университета в приоритете размещение в наиболее доступных и технологически развитых современных корпусах. Выставки, связанные с текущей жизнью университета, размещаются в более светлых, универсальных и демократичных пространствах. Последней тенденцией является активное использование мультимедиа и интерактива.

Об авторе

Анна Владимировна Васильева
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)
Россия

старший преподаватель кафедры основ архитектуры и художественных коммуникаций

  • РИНЦ ID: 47361860
  • ResearcherID: J-7616-2017


Список литературы

1. Tirrell Peter B. Dealing with change: university museums of natural history in the United State // Museum International. 2000. Vol. 52. Issue 3. P. 20. DOI: 10.1111/1468-0033.00267

2. Warhurst A. Triple crisis in university museums // Museums Journal. 1986. Issue 3. Pp. 137–140.

3. Андреева И.В. Зачем факультету музей? (Музейно-выставочное пространство вуза как образовательный ресурс и инфраструктура учебно-воспитательной деятельности) // Культура — искусство — образование : мат. XXXVIII науч.-практ. конф. науч.-педагогич. работников института. (г. Челябинск, 3 февраля 2017 г.). Челябинск : ЧГИК, 2017. С. 98–103.

4. Driessche B. University and Universality in Belgium // Museum International. 2000. Vol. 52. Issue 3. P. 44. DOI: 10.1111/1468-0033.00271

5. Muravska S., Stasiuk I. University heritage as an instrument for the development of the university brand // Museologica Brunensia. 2020. Vol. 9. Issue 2. Pp. 2–9. DOI: 10.5817/MuB2020-2-1

6. Ромащенко А.А., Ромащенко М.А. Просветительский потенциал университетского музея: проблемы и перспективы // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2019. № 9. С. 13–16. DOI: 10.24411/9999-035A-2019-10903

7. Białkiewicz A. The role of university museums in engineering education // Global Journal of Engineering Education. 2021. Vol. 23. Issue 2. Pp. 85–91.

8. Тихонова А.В. Основные направления деятельности современного вузовского музея (на примере Музея истории Смоленского государственного университета) // Перспективы развития библиотек и музеев в условиях меняющихся социально-культурных потребностей населения : мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Смоленск, 12 мая 2017 г.). Смоленск, 2017. С. 22–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35188075

9. Желондиевская Л.В. Идентификация локальной культуры средствами музейной экспозиции // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2021. № 2–2. С. 84–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46239927

10. Прокудина Д.А. Университетский музей в современном обществе: возможности, проблемы, задачи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2017. № 9 (781). С. 201–209.

11. Калита С.П., Юркин И.Н. Университетский музей как культурный феномен // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9. № 1–1. С. 176–183. DOI: 10.25799/AR.2019.44.1.019

12. Гребенникова Н.В. Открытый школьный музей: расширение социального взаимодействия // Образование в современной школе. 2012. № 10. С. 9–11.

13. Демичева В.В. Музей истории факультета как средство социализации студенческой молодежи // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве : сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 22–23 ноября 2018 г.). Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. С. 21–24.

14. Hester E.B., Geegan S.A., Parker K.A. Lear­ning “Through the Prism of Art”: Engaging Gen Z Students with University Art Museums // International Journal of Learning in Higher. 2022. Vol. 29. Issue 1. Pp. 185–190. DOI: 10.18848/2327-7955/CGP/v29i01/185-197

15. Ittelson M. How gen Z presents a chal­lenge to traditional arts organizations // Pacific Standard. 2019. Vol. 1. Issue 29. Pp. 185–197. DOI: 10.18848/2327-7955/CGP/v29i01/185-197

16. Niţu F. University museums and digital data. Case study: University of Bucharest museum // eLearning and Software for Education Conference. 2020. Vol. 3. Pp. 505–512. DOI: 10.12753/2066-026X-20-238

17. Mitchell A., Linn S., Yoshida H. A tale of technology and collaboration: preparing for 21st-century museum visitors // Journal of Museum Education. 2019. Vol. 44. Issue 3. Pp. 242–252. DOI: 10.1080/10598650.2019.1621141

18. Martinez K.P., Untalan M.Z.G., Burgos D.F.M., Ramos R.V., Germentil M.J.Q. Creation of a virtual reality environment of a university museum using 3D photogrammetric models // International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences — ISPRS Archives. 2019. Vol. 42. Issue 2/W13. Pp. 841–847. DOI: 10.5194/isprs-archives-XLII-2-W13-841-2019

19. Ver Steeg Jr. J. A mixed-methods study of how university museums use outreach to build community relationships and deliver value to the university // Museum Management and Curatorship. 2022. Vol. 37. Issue 1. Pp. 71–91. DOI: 10.1080/09647775.2021.2023898

20. Адашова Т.А. Трансформация деятельности музеев в современном мире // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации. 2020. С. 372–378. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44072539

21. Павлинов И.Я. Зоологический музей Московского университета: фрагменты истории (1755–1991) // Зоологические исследования. 2016. № 19.С. 57–157.

22. Иванова-Веэн Л.И. К 270-летию Московской архитектурной школы и 30-летию Музея МАРХИ // Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра : мат. Междунар. науч. конф. к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова. Опыт коллективного монографического исследования (Москва, 23 ноября 2018 г.). М., 2018. С. 496–500. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37612366&pff=1


Рецензия

Для цитирования:


Васильева А.В. Современные принципы организации университетских музеев и выставочных пространств. Строительство: наука и образование. 2023;13(1):120-136. https://doi.org/10.22227/2305-5502.2023.1.9

For citation:


Vasileva A.V. Modern principles of organisation of university museums and exhibition spaces. Construction: Science and Education. 2023;13(1):120-136. (In Russ.) https://doi.org/10.22227/2305-5502.2023.1.9

Просмотров: 290


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-5502 (Online)